главная
Обращение
Фотогалерея
Ин-т в годы ВОВ
Воспоминания
майоров
петрова
персоналии
Обратная связь
Архивы (тексты)
Музей шк. с. Павлово
Разные фото
разное
Ссылки
О проекте
 
 
 
Школа Л.А. Орбели
 
   
Орбели
Леон Абгарович

(1882-1958)

2.3. ШКОЛА Л.А. ОРБЕЛИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА

(Отрывок из книги К.А. Ланге "Институт физиологии им. И.П. Павлова. Очерк истории организации и развития". Наука, Л.О., Л. 176 с.)

Создание и развитие физиологической школы Л.А. Орбели связано в первую очередь с высшими учебными заведениями, где он длительное время заведовал кафедрами и вел большую педагогическую и научно-исследовательскую работу (Военно-медицинская академия и 1-й Ленинградский медицинский институт). К числу особенностей, характерных для организации творческого процесса в научной школе Л.А. Орбели следует отнести, безусловно, атмосферу коллективности в творческих исканиях, создаваемую высоким научным и личным авторитетом руководителя школы. Благодаря вниманию Л.А. Орбели к индивидуальным вкусам и научным интересам молодых сотрудников, его умению вовлекать большое число исследователей в круг своих научных интересов, при сохранении свободы их творчества, эта школа обеспечила большой «выход» сильных учеников. Важной чертой деятельности школы Л.А. Орбели, обусловленной его блестящими способностями организатора науки, являлось умелое сочетание индивидуального и коллективного научного творчества, использование с максимальной отдачей научных знаний и стремлений всех сотрудников без исключения. Весьма плодотворной для развития научного коллектива Л.А. Орбели была постоянная творческая связь с другими исследовательскими коллективами, равно как и всячески стимулируемая и поддерживаемая руководителем школы практическая направленность значительного числа научных работ. Касаясь вопросов развития индивидуальных способностей членов научной школы Л.А. Орбели, следует указать на творческую атмосферу его лабораторий, на широту научных интересов руководителя школы. Это способствовало становлению и воспитанию молодых ученых, развитию их способностей. Здесь необходимо отметить, что Л.А. Орбели — в отличие, например, от И.П. Павлова — предоставлял ученикам и сотрудникам широкую инициативу в выборе направлений и тем исследований, учитывал их стремления и наклонности, старался найти и выявить лучшие стороны деятельности своих сотрудников и развивать их. Организатор и руководитель научной школы всегда находил время помочь своим сотрудникам советом и непосредственным участием в проведении экспериментов, участием в обсуждении полученных данных, умел в случае необходимости поддержать молодого сотрудника.

Многолетняя научная деятельность школы Л.А. Орбели оказала огромное влияние на развитие физиологической науки не только в результате создания новой главы в этой области знания — эволюционной физиологии, — но и благодаря включению в сферу творческих интересов исследователей широкого круга проблем физиологии человека и животных, многие из которых ранее в нашей стране почти не разрабатывались. Особенно отчетливо это выступает при рассмотрении структуры и тематики научных исследований Физиологического института Академии наук СССР.

В 1946 г. Президиум Академии наук СССР по представлению Л.А. Орбели утвердил новую структуру и определил направления научной работы коллектива этого учреждения. Постановление Президиума Академии предусматривало значительное расширений фронта исследований и тематики научных работ, составлявший до этого времени содержание творческих поисков в стенах Института. Две лаборатории — условных рефлексов и патологии высшей нервной деятельности — продолжили разработку павловского учения о высшей нервной деятельности. Лаборатория физиологии вегетативной нервной системы сконцентрировала свое внимание на выяснении адаптационно-трофической функции вегетативной нервной системы. В лаборатории нервно-мышечной физиологии исследовались вопросы эволюции нервно-мышечного аппарата. Проблема связи между нервными и эндокринными факторами регуляции функций организма заняла ведущее положение в работе лаборатории нейрогуморальной регуляции. В лаборатории сравнительной физиологии развернулись исследования, посвященные эволюции физиологических процессов, главным образом дыхания и транспорта кислорода. Лаборатория нейрогистологии обеспечивала развитие гистологических и патогистологических исследований центральной и периферической нервной системы. Лаборатория гистофизиологии сосредоточила внимание исследователей на изучении физиологических процессов, требующих применения микроскопических и ультрамикроскопических методик исследования. Работы, посвященные выяснению соотношения субъективных и объективных компонентов ощущения, составили направление научных исследований лаборатории физиологии органов чувств. В структуру Института вошли также лаборатория обмена веществ и лаборатория физиологии сельскохозяйственных животных. Кроме того, в состав физиологического института были включены две лаборатории, расположенные Москве: лаборатория биофизики (заведующий — член-корр. AH СССР Г.М. Франк) и лаборатория биохимии животной клетки (заведующий — член-корр. АН СССР В.А. Энгельгардт). В лаборатории биофизики проводились исследования, посвященные изучению физических и физико-химических основ жизненных явлений, а также выяснению биологического действия физических агентов, в первую очередь радиации. Лаборатория биохимии животной клетки развернула работы, направленные на изучение биохимических процессов, протекающих в покоящихся и функционирующих животных клетках.

В руководстве лабораториями Физиологического института и в разработке научной тематики участвовали ученики и сотрудники И.П. Павлова — М.К. Петрова, Е.М. Крепс, В.В. Строганов, а также ученики и сотрудники Л.А. Орбели — И.А. Барышников, М.Ф. Васильев, Н.В. Веселкин, Г.В. Гершуни, А.Г. Гинецинский, Д.Я. Глезер, Л.Т. Загорулько, А.М. Зимкина, Е.А. Моисеев, А.В. Тонких, Н.А. Шустин и многие другие. Одной из лабораторий продолжал руководить известный нейрогистолог Л.Я. Пинес.

Всего в штате Физиологического института в 1946 г. состояло уже 147 человек, в том числе 84 научных сотрудника.

Результаты научных исследований, выполненных сотрудниками Физиологического института под руководством Л.А. Орбели в период с 1937 до 1950 г., также свидетельствуют о ведущей роли возглавляемой им научной школы в развитии Института в целом. Разработка кардинальных проблем физиологии высшей нервной деятельности была в эти годы постепенно сконцентрирована в лабораториях Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности АМН СССР, образованном, как уже отмечалось, на базе Биологической станции в Колтушах. В Физиологическом институте Академии наук СССР исследования, являющиеся непосредственным продолжением и развитием работ, проводившихся под руководством И.П. Павлова, были сосредоточены в двух лабораториях, возглавлявшихся В.В. Строгановым и М.К. Петровой. Здесь изучались закономерности высшей нервной деятельности в норме и патологии. Методом условных рефлексов проводился тщательный анализ взаимодействий между процессами возбуждения и торможения, причем взаимодействий, на их зависимость от процессов тренировки, внешних условий и фармакологических факторов. Изучали особенности образования и развития условных рефлексов синтетические раздражители, выяснялось влияние и роль лобных долей головного мозга в процессах высшей нервной деятельности, исследовалась взаимосвязь между различными компонентами условной реакции (дыхательными, сердечными и др.). Значительное внимание уделялось изучению влияния симпатической нервной системы, межуточного мозга, эндокринных желез, и в частности гипофиза, на секреторные и двигательные условные рефлексы. Было показано, что симпатическая нервная система и ее центральный регуляторный аппарат — гипоталамус оказывают несомненное влияние на типологические особенности высшей нервной деятельности.

Развитие идей И.П. Павлова в области патологии высшей нервной деятельности позволило выяснить механизмы возникновения патологических состояний нервной системы в результате различных конфликтных ситуаций и перенапряжений. За работы, посвященные исследованию роли нервных и психических трав в происхождении и протекании патологических процессов (последствия ранений, ожогов и т. д.), М.К. Петрова была удостоена в 1946 г. Государственной премии.

Развитие учения И.П. Павлова о второй сигнальной системе проводилось В.В. Строгановым с сотрудниками в плане разработки физиологического понимания генезиса речи, изучения возникновения и развития второй сигнальной системы у детей. Была показана последовательность появления различных безусловных и условных реакций у ребенка начиная с первых дней жизни. Выяснена также относительная роль разных типов внешних раздражителей в формировании речи и установлены особенности окружающей ребенка обстановки, оказывающие влияние на скорость и качество формирования речи.

Работами школы Л.А. Орбели в области изучения эволюции высшей нервной деятельности была установлена определений направленность эволюции нервно-мышечной функции — от процессов недифференцированных, медленных, расплывчатых к процессам дифференцированным, ускоренным, уточненным. Это было подтверждено в лаборатории члена-корр. АМН СССР А.Г. Гинецинского при исследовании онтогенетического развития как нервно-мышечного аппарата, так и некоторых проявлений активности головного мозга. Здесь было положено также начало систематическому изучению взаимоотношений различных отделе нервной системы в филогенезе.

В связи с разработкой проблем физиологии органов чувств (анализаторных систем) в лаборатории Г.В. Гершуни было предпринято изучение объективных процессов, происходящих в головном мозге человека, в сопоставлении с сопровождающими их субъективными ощущениями. Был установлен ряд фактов, характеризующих участие высших отделов нервной системы, а не только органов чувств, в возникновении даже элементарных ощущений. В частности, было выяснено существование и значение «субсенсорных реакций», т.е. реакций, объективно регистрируемых по активности мозга, но не сопровождающихся субъективным ощущением.

В лаборатории А.В. Тонких получили дальнейшее развитие проблемы эволюции адаптационно-трофической функции нервной системы. Здесь исследовалась возможность гуморального воздействия центральной нервной системы на различные органы, изучалась эволюция функциональных возможностей мозжечка и больших полушарий головного мозга, выяснялась роль вегетативной нервной системы в кроветворении. В связи с этими работами в лаборатории Л.Я. Пинеса проводились морфологические исследования нервной системы, посвященные изучению локализации гипоталамических центров, регулирующих кровяное давление, вегетативных связей мозжечка и др.

Специальное внимание, особенно в 1946—1950 гг., уделялось в Институте развертыванию работ по эволюции эндокринной системы. Исследования в этом направлении проводились под руководством А.В. Тонких и Е.А. Моисеева. Было предпринято изучение пределов проницаемости ультрафиолетовой микроскопии в гистофизиологическом исследовании эндокринных органов и выполнен ряд работ, посвященных регуляторной деятельности гипофиза, адреналовой системы и др.

Ознакомление с материалами, характеризующими деятельность лабораторий Физиологического института, позволяет отметить органическую связь тематики биохимических и биофизической лабораторий с работами собственно физиологического комплекса. Такая организация научной работы способствовала разработке физико-химических основ элементарных физиологических явлений с учетом основных представлений физиологии.

В лаборатории члена-корр. АН СССР Е.М. Крепса разрабатывались проблемы эволюции внутренней среды организма, в частности ферментов крови и тканей. Исследование сдвигов в активности фермента угольной ангидразы позволило установить, что регулирующее влияние на эту активность оказывает симпатическая нервная система. Особое внимание уделялось изучению корреляций между различными ферментными системами. Работы, проводившиеся в этой лаборатории, комплексировались с исследованиями А.Г. Гинецинского и его сотрудников.

Таковы в самых общих чертах основные направления и тематика работ, выполнявшихся в стенах Физиологического института Академии наук СССР под руководством Л.А. Орбели.

И нет, вероятно, необходимости приводить новые примеры очевидного и определяющего влияния школы этого выдающегося советского ученого на развитие Физиологического института в целом. К этому следует добавить, что столь же плодотворно и направленно научные идеи школы Л.А. Орбели влияли в эти годы и на развитие исследований в других возглавлявшихся им научных коллективах — в Институте эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова АМН СССР, на кафедре физиологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и в Физиологическом отделе Естественнонаучного института им. П.Ф. Лесгафта АПН РСФСР. Все это позволяет характеризовать 1936—1950 гг. как период наивысшего развития физиологической школы Л.А. Орбели. Именно в эти годы его учениками и сотрудниками был накоплен огромный экспериментальный материал, были установлены новые закономерности и сделаны важные обобщения, позволившие Л.А. Орбели в 1956 г. с полным основанием заявить о создании самостоятельного раздела физиологии — эволюционной физиологии.

Возникновение и развитие школы Л.А. Орбели на первом этапе, 1936—1941 гг., соотносится в полной мере с теми особенностями, которые характерны для «классических» научных школ. В дальнейшем, однако, так же как и школа И.П. Павлова, эта физиологическая научная школа постепенно превратилась в современное научно-исследовательское объединение. Под руководством Л.А. Орбели большой коллектив ученых, часто не связанных официальными обязательствами, успешно разрабатывал новую, оригинальную область науки. Тем самым этот неформальный коллектив сделал существенный вклад в развитие физиологической науки, заложил прочные основы дальнейших творческих поисков не только в рамках эволюционной физиологии, но и в смежных областях знания.

Заключая эту главу, охватывающую почти пятнадцатилетний период развития первого физиологического института Академии наук СССР, представляется необходимым отметить, что за эти годы произошло значительное развитие сети физиологических учреждений как в Академии наук СССР, так и во многих академиях наук союзных республик.

В 1936 г. в Ленинграде приступила к исследованиям Электрофизиологическая лаборатория АН СССР под руководством акад. А.А. Ухтомского. Переданная в Академию из Ленинградского университета, она сосредоточила свое внимание на изучении природы нервного возбуждения. Эта лаборатория просуществовала до кончины А.А. Ухтомского в 1942 г. В Москве, также в 1936 г., в составе Института эволюционной морфологии им. А.Н. Северцова АН СССР приступила к работе Лаборатория сравнительной физиологии под руководством члена-корр, АН СССР X.С. Коштоянца, входившая ранее в состав Научно-исследовательского биологического института им. К.А. Тимирязева. Спустя три года, в 1939 г., из ведения Наркомпроса был переведен в Академию наук СССР Институт физиологии, возглавлявшийся акад. Л.С. Штерн. Главное внимание коллектива этого учреждения было сосредоточено на изучении гисто-гематических барьеров. Таким образом, уже к 1941 г. в академических физиологических учреждениях существенно расширилась проблематика научных исследований. В 14 лабораториях (из которых 12 входили в состав двух физиологических институтов) работало 150 человек, в том числе 93 научных сотрудника.

В 1931 г. Академия наук СССР приняла решение об организации в ряде крупных центров комплексных баз Академии, в задачу которых входило «содействие местным республиканским и краевым организациям в разрешении научных задач, связанных с соцстроительством в данной республике и данном крае». В 1931—1932 гг. были образованы Научно-исследовательская станция в Хибинах, Таджикская база с отделами биологии и геологии, Казахская база с песчано-пустынным отделом, Дальневосточный и Закавказский филиалы АН СССР. В 1933 г. начал работать Уральский филиал Академии. Комплексные базы и филиалы Академии наук СССР явились основой для развития в дальнейшем сети республиканских филиалов Академии, преобразованных затем в республиканские академии наук.

Первым физиологическим учреждением в академиях наук союзных республик был Институт клинической физиологии АН Украинской ССР, организованный в 1934 г. акад. А.А. Богомольцем. Здесь, в частности, под руководством одного из учеников И.П. Павлова — Г.В. Фольборта проводились исследования в области физиологии высшей нервной деятельности и трофики. Первой республиканской академией наук, созданной на базе филиала АН СССР накануне Великой Отечественной войны, была Академия наук Грузинской ССР. В ее состав вошел Институт физиологии, основателем и бессменным руководителем которого на протяжении многих лет был акад. И.С. Бериташвили. Здесь развернулись фундаментальные исследования в области общей физиологии центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности.

В годы Великой Отечественной войны Академия наук СССР не прекращала работу по развитию научных исследований в союзных республиках. В 1943 г. была образована Академия наук Армянской ССР и в ее составе Институт физиологии, первым научным руководителем которого был X.С. Коштоянц. В том же году была организована Лаборатория физиологии человека и животных в Киргизском филиале АН СССР. В 1944 г. при Казахском филиале АН СССР был создан сектор физиологии, который уже весной 1945 г. был преобразован в Институт физиологии. В 1946 г. этот институт вошел в состав вновь организованной Академии наук Казахской ССР. Общее число физиологических лабораторий в составе республиканских академий наук достигло в 1950 г. 24-х, а число работавших в них ; научных сотрудников — 142 человек. В составе учреждений Академии наук СССР насчитывалась уже 41 физиологическая лаборатория. В этих лабораториях работало 247 научных сотрудников.

Дизайн и поддержка: ©Е.П. Вовенко. ©Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, 2005
 
Last modified: