Оглавление
Предисловие
автора..............................................................................................
9
Глава 1
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ
ОРГАНИЗМА.................................................... 12
1.1. Биологические основы поведения человека..........................................
12
1.1.1.
Принцип
Оккама...............................................................................
13
1.2. Единство психического и
соматического............................................... 21
1.2.1.
Три функции
личности......................................................................
21
1.2.2.
Связь психики и поведения с гормонами.........................................
24
1.3. Три школы объективной
психологии..................................................... 30
1.3.1.
Русская
школа....................................................................................
30
1.3.2.
Бихевиоризм......................................................................................
33
1.3.3.
Этология............................................................................................
37
1.4. Единство нервной и гуморальной
регуляции........................................ 41
Контрольные
вопросы...................................................................................
43
Рекомендуемая
литература............................................................................
44
Глава 2
СТРУКТУРА
ПОВЕДЕНИЯ..............................................................................
45
2.1. Понятие
поведения.................................................................................
45
2.2.
Потребности............................................................................................
47
2.2.1.
Витальные потребности....................................................................
48
2.2.2.
Социальные
потребности................................................................. 53
2.2.3.
Идеальные
потребности....................................................................
56
2.2.4.
Соотношение
потребностей............................................................. 58
2.3. Поведенческий
акт..................................................................................
63
2.3.1.
Потребности......................................................................................
64
2.3.2.
Мотивация.........................................................................................
64
2.3.3.
Программа действия..........................................................................
65
2.3.4.
Сопоставление полученного результата с ожидаемым.................... 67
2.3.5.
Индивидуальные
особенности......................................................... 69
2.4. Действие гуморальных факторов на разных этапах
поведенческого
акта......................................................................................
71
2.4.1.
Потребности......................................................................................
71
2.4.2.
Мотивация.........................................................................................
72
2.4.3.
Движение...........................................................................................
76
2.4.4.
Психические состояния....................................................................
77
Контрольные
вопросы...................................................................................
83
Рекомендуемая
литература............................................................................
84
Глава 3
ГУМОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА.............................................................................
85
3.1. Общая
часть.............................................................................................
85
3.1.1.
Различия между нервной и гуморальной регуляцией...................... 86
3.1.2.
Функциональная классификация гуморальных факторов.............. 88
3.2. Основные гормоны и
железы.................................................................. 90
3.2.1.
Гипоталамо-гипофизарная система..................................................
90
3.2.2.
Гипоталамические и гипофизарные гормоны.................................. 93
3.2.3.
Вазопрессин и
окситоцин................................................................. 95
3.2.4.
Периферические гормоны................................................................
95
3.2.5.
Стероидные
гормоны......................................................................
100
3.2.6.
Мелатонин.......................................................................................
104
3.3. Принципы гормональной
регуляции................................................... 106
3.3.1.
Передача гормонального сигнала: синтез, секреция, транспорт гор-
монов, их действие на клетки-мишени и
инактивация.................................. 106
3.3.2.
Поливалентность
гормонов............................................................ 110
3.3.3.
Регуляция по механизму отрицательной обратной связи и гормо-
нальные влияния на
психику............................................................................
112
3.3.4.
Взаимодействие эндокринных систем: прямая связь, обратная связь,
синергизм, пермиссивное действие,
антагонизм............................................ 114
3.3.5.
Механизмы гормональных влияний на поведение........................ 115
3.4. Обмен
углеводов....................................................................................
117
3.4.1.
Значение
углеводов.........................................................................
117
3.4.2.
Психотропный эффект углеводов...................................................
118
3.4.3.
Содержание глюкозы в крови — важнейшая константа................ 121
3.4.4.
Гуморальные влияния на различные этапы обмена углеводов...... 124
3.4.5.
Метаболическая и гедонистическая функция углеводов.............. 129
3.5. Комплексный пример психотропного эффекта
гормонов:
предменструальный
синдром......................................................................
130
3.5.1.
Влияние контрацептивов................................................................
133
3.5.2.
Влияние избытка соли в
диете........................................................ 134
3.5.3.
Влияние пищевых
углеводов.......................................................... 135
3.5.4.
Влияние алкоголя............................................................................
136
Контрольные
вопросы.................................................................................
136
Рекомендуемая
литература..........................................................................
137
Глава 4
СТРЕСС............................................................................................................
139
4.1. Понятие
стресса....................................................................................
139
4.1.1.
Неспецифичность
стресса............................................................... 141
4.1.2.
Системность
стресса.......................................................................
143
4.1.3.
Адаптивность стресса......................................................................
145
4.1.4.
Новизна
изменений.........................................................................
149
4.2. Стресс сопровождает и приятные
события.......................................... 153
4.3. Определение величины
стресса............................................................ 158
4.3.1.
Чувствительность............................................................................
159
4.3.2.
Реактивность...................................................................................
161
4.3.3.
Скорости развития и скорость угасания реакции.......................... 161
4.3.4.
Устойчивость к стрессорным ситуациям — это скорость
угасания стрессорной
реакции................................................................. 162
4.4. Поведение при
стрессе..........................................................................
164
4.4.1.
Универсальная форма поведения при стрессе — смещенная
активность.................................................................................................
166
4.4.2.
Формы смещенной
активности...................................................... 170
4.4.3.
Груминг — смещенная активность, в которой сочетаются
эндокринный и поведенческий компоненты стресса.............................
174
4.5. Гормоны при
стрессе.............................................................................
176
4.6. Психотропные эффекты стрессорных
гормонов................................. 183
4.6.1.
Кортиколиберин..............................................................................
186
4.6.2.
АКТГ................................................................................................
187
4.6.3.
Окситоцин и вазопрессин...............................................................
189
4.6.4.
Эндорфины и
энкефалины............................................................. 192
4.6.5.
Адреналин........................................................................................
193
4.6.6.
Гормоны коры
надпочечников........................................................ 194
Контрольные
вопросы.................................................................................
200
Рекомендуемая
литература..........................................................................
201
Глава 5
НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ СТРЕСС И
ДЕПРЕССИЯ................................... 202
5.1. Понятие неконтролируемого
стресса................................................... 203
5.1.1.
Эксперимент Шенгер-Крестовниковой......................................... 205
5.1.2.
Различные способы создания неконтролируемой ситуации......... 207
5.2. Практическое значение неконтролируемого
стресса.......................... 212
5.3. Депрессия и
тревога..............................................................................
221
5.3.1.
Различия между депрессией и тревогой.........................................
221
5.3.2.
Гормоны и депрессия.......................................................................
228
5.3.3.
Методы u1079 защиты от неконтролируемого стресса............................
237
5.3.4.
Биологический смысл депрессивных состояний........................... 242
Контрольные вопросы.................................................................................
244
Рекомендуемая
литература..........................................................................
244
Глава 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТИПЫ...................................................................... 245
6.1. Общие представления о
типологизации.............................................. 245
6.1.1.
Синтетические и аналитические системы...................................... 245
6.1.2.
Психосоматические типы; система Кречмера—Шелдона............. 247
6.1.3.
Определение психологического типа.............................................
251
6.2. Генетическая детерминированность психологического
типа............. 256
6.2.1.
Генетические и средовые
влияния.................................................. 258
6.3. Психологические типы А и
Б................................................................ 260
6.3.1.
Поведение типа А — «бегство—борьба», поведение
типа Б —
«затаивание»..............................................................................
260
6.3.2.
Тип стрессорной реакции — А или Б — генетически
детерминирован........................................................................................
261
6.3.3.
Поведение типа А и Б у человека....................................................
263
6.3.4.
Эндокринный стрессорный ответ типа А и Б................................ 267
6.3.5.
Адаптивность психологических типов А и Б.................................. 269
6.3.6.
Поведение типа А и Б в неконтролируемой ситуации................... 273
6.3.7.
Эндокринные реакции после неконтролируемого стресса
у представителей типа А и
Б..................................................................... 278
6.3.8.
Субъективизм понятия контролируемости.................................... 280
6.4. Другие психологические
типы.............................................................. 288
Контрольные
вопросы.................................................................................
289
Рекомендуемая
литература..........................................................................
290
Глава 7
СОЦИАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ.......................................................................
291
7.1.
Иерархия................................................................................................
291
7.1.1.
Четыре шкалы социального
ранга.................................................. 292
7.1.2.
Соотношение социального ранга и психологического типа......... 296
7.1.3.
Гормоны и социальный ранг...........................................................
299
7.2. Агрессивное
поведение.........................................................................
301
7.2.1.
Агрессивное поведение и
гормоны................................................. 303
7.2.2.
Асоциальное поведение и гормоны................................................
307
7.2.3.
Биологический смысл
агрессии...................................................... 308
7.3. Аффилиативное
поведение...................................................................
310
7.3.1.
Роль гормонов в родительском поведении..................................... 314
7.3.2.
Две стратегии социальных контактов у человека........................... 316
7.3.3.
Аффилиация и социальное обучение.............................................
322
7.3.4.
Гносеологическое значение имитации...........................................
324
7.3.5.
Склонность к имитации и пластичность поведения
представителей поведенческого типа
Б................................................... 327
7.4. Копулятивное поведение......................................................................
329
7.4.1.
Роль
тестостерона............................................................................
330
7.4.2.
Роль других гуморальных факторов................................................
334
7.5.
Феромоны..............................................................................................
335
7.5.1.
Общие представления о феромонах...............................................
335
7.5.2.
Физиология феромонов..................................................................
337
7.5.3.
Репродуктивное поведение и феромоны........................................ 339
7.5.4.
Родительское поведение и феромоны............................................
345
7.5.5.
Социальная самоидентификация и феромоны.............................. 347
7.5.6.
Феромоны и общение с животными..............................................
350
7.5.7.
Роль феромонов в современном социальном
поведении человека..................................................................................
352
7.6.
Алкоголь................................................................................................
353
Контрольные
вопросы.................................................................................
355
Рекомендуемая
литература..........................................................................
355
Глава 8
ПОЛОВЫЕ
РАЗЛИЧИЯ...................................................................................
357
8.1. Понятие пола.........................................................................................
357
8.1.1.
Хромосомный этап формирования пола........................................ 358
8.1.2.
Гонадный этап формирования пола...............................................
359
8.1.3.
Соматический этап формирования пола........................................ 360
8.1.4.
Нейронный этап формирования пола............................................
361
8.1.5.
Социальный этап формирования пола.......................................... 363
8.1.6.
Возможные последствия рассогласования этапов......................... 364
8.2. Фундаментальные различия двух
полов............................................... 367
8.2.1.
Биологическая целесообразность существования двух полов...... 367
8.2.2.
Генетическая стабильность и индивидуальная пластичность
женских
особей.........................................................................................
369
8.2.3.
Мужские особи устойчивы к стрессу..............................................
371
8.2.4.
Накопление ресурсов и циклирование женских особей............... 377
8.2.5.
Мужской и женский психологические типы................................. 382
8.3. Когнитивные
различия.........................................................................
383
8.4. Гендерные
различия..............................................................................
390
8.4.1.
Две системы
этики...........................................................................
391
8.4.2.
Социальный смысл существования двух полов............................. 395
8.5.
Гомосексуализм.....................................................................................
399
Контрольные
вопросы.................................................................................
402
Рекомендуемая
литература..........................................................................
403
Глава 9
РИТМЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ...............................................................
404
9.1. Биологические ритмы...........................................................................
404
9.1.1.
Основные принципы биоритмологии............................................ 405
9.1.2.
Суточные и сезонные
ритмы.......................................................... 406
9.1.3.
Мелатонин и суточные
ритмы........................................................ 408
9.2.
Сон.........................................................................................................
410
9.2.1.
Структура сна...................................................................................
410
9.2.2.
Гуморальные факторы и
сон........................................................... 412
9.2.3.
Сон и депрессия..............................................................................
414
Контрольные
вопросы.................................................................................
416
Рекомендуемая
литература..........................................................................
416
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
417
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................
419
Контрольные вопросы ко всему
курсу........................................................ 419
Участие гормонов в
психике........................................................................
423
Глоссарий.....................................................................................................
426
Указатель мифологических
персонажей..................................................... 432
Предметный
указатель.................................................................................
434