Российские и норвежские специалисты обменялись опытом в области раннего вмешательства и инклюзии
17 – 18 октября состоялся российско-норвежский рабочий семинар по ранней помощи и инклюзии, организатором которого выступил Научно-образовательный центр (НОЦ) «Биологические и социальные основы инклюзии» ИФ РАН при поддержке совместных проектов Университетской клиники Северной Норвегии и учреждений Архангельска и Архангельской области. Далее >>
В ходе пленарных заседаний в Институте раннего вмешательства, Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете, Детском реабилитационно-восстановительном центре специалисты из России, Норвегии, Азербайджана, Киргизии и Украины обсудили междисциплинарные подходы к абилитации и конкретные кейсы консультирования семей с особенными детьми, поделились опытом организации семейно-центрированной ранней помощи, новыми методиками диагностики нарушений развития, физической и игровой терапии, альтернативной коммуникации.
Норвежские коллеги из Национального центра орфанных (редких) заболеваний и Национального центра нервно-мышечных заболеваний рассказали о своей модели редких заболеваний и регистре нейромышечных болезней. В обсуждении этих проблем и вопросов ранней помощи приняли участие сотрудники Университетской клиники Тромсё, специальные педагоги из ресурсной школы и абилитационной службы Норвегии.
Заключительная сессия семинара прошла в конференц-зале Института физиологии им.И.П.Павлова РАН на наб.Макарова,6. Заседание открылось выступлением театра-студии «Дети тишины», идея которого – построение «мира без границ» и объединение «мира звуков» и «мира тишины» совместным творчеством слышащих и неслышащих актеров.
Вопросам коммуникации было отведено важное место и в выступлениях руководителей НОЦ Елены Александровны Огородниковой и направления «ранней помощи детям и их семьям» Елены Валерьевны Кожевниковой, рассказавшей об истории направления в ИФ РАН и в России.
«Чем раньше мы заметим и компенсируем нарушения слуха у ребенка, тем больше будет шансов на его успешное развитие. При этом родители часто не понимают настоящей причины особенностей поведения плохо слышащих детей, принимая их за проявления интеллектуальной недостаточности. Сходная ситуация возникает при тяжелых двигательных расстройствах и множественных нарушениях развития, когда ребенок не может говорить. В этих случаях возможно использование альтернативной и дополнительной форм коммуникации. В частности, с применением новых технических средств, примером которых является ассистивный айтрекер «Стерх». Выявление подобных проблем, их адекватное преодоление, жизненная и психологическая поддержка родителей, помощь в осознании ими потенциала своих детей – важнейшие составляющие ранней помощи и сопровождения детей с особенностями развития»– рассказала Анна Балякова, к.б.н., научный сотрудник лаборатории психофизиологии речи, заместитель руководителя НОЦ.
Общим результатом двухдневной программы семинара стало знакомство и профессиональное сближение специалистов из разных стран и учреждений, что способствовало активному обсуждению перспектив их сотрудничества.
Методы раннего вмешательства доказывают свою эффективность по всему миру более 30 лет. Медики, психологи, специальные педагоги, социальные работники, специалисты по раннему детскому развитию создают адекватную среду для максимального раскрытия потенциала детей с особенностями развития и снижения влияния на них факторов риска. В этот процесс вовлекаются родители, которые учатся понимать состояние ребенка, стимулировать достижение им положительного опыта в преодолении трудностей общения и обучения. О том, что это реально свидетельствует накопленный опыт и результаты реализации научно-обоснованных программ ранней помощи во всем мире.
Автор текста и фото: Ирина Шубина.