Институт физиологии им. И.П. Павлова
Российской Академии Наук

 

ЛАБОРАТОРИЯ НЕЙРОГЕНЕТИКИ

(Зав. – д.б.н. Е. В. Савватеева-Попова)

С целью развития исследований молекулярно-генетических механизмов регуляции нейрональной пластичности в 1997 г. был создан сектор, в состав которого вошел ряд сотрудников лаборатории генетики ВНД и лаборатории сравнительной генетики поведения, во главе с д. м. н. Е.В. Савватеевой-Поповой. В 1999 г. сектор был преобразован в лабораторию нейрогенетики. Laboratory Savvateeva

Нейрогенетика – это современная область знаний, синтезирующая достижения и методологию классической и молекулярной генетики, нейрофизиологии и этологии. Ее предметом после расшифровки генома человека и других видов стала сравнительная функциональная геномика, т. е. установление функции секвенированных генов и их взаимодействия в контроле физиологии организма в норме и патологии.

Например, функции генов болезней человека могут быть установлены при анализе фенотипических проявлений мутаций в структурно-функциональных гомологах этих генов у дрозофилы. Поэтому в центре внимания лаборатории находится создание животных моделей нейродегенеративных заболеваний и синдромов со множественным проявлением («геномные болезни») человека для доклинических исследований и поиска терапевтических стратегий. Среди этих моделей мутантные и трансгенные линии дрозофилы – спонтанные «нокауты» эволюционно-консервативных генов кинуренинового пути обмена триптофана – эндогенных модуляторов рецепторов возбуждающих аминокислот и созданные путем генной инженерии системы для управляемой экспрессии в мозге дрозофилы генов человека для нейротрофических факторов.

Исследования ведутся целенаправленно, т. е. последовательно анализируются события на пути от основного проявления нейродегенеративных заболеваний – нарушений обучения и памяти – до конкретного гена. Это достигается сочетанием большого числа различных мутантов с конкретными нарушениями нейрохимии или морфологии мозга при непременной изначальной демонстрации когнитивных нарушений. Такой комплексный подход требует применения большого числа методик (поведенческих, иммуноцитохимических, цитогенетических, молекулярно-генетических) и методов биоинформационного анализа нуклеотидных и белковых последовательностей. При этом рассматривают работу генома нейрона как системы, перестройки которой ведут к изменению пространственной организации хромосом ядра, изменению транскрипционной активности (экспрессии) одного или многих генов и, в результате этого, к созданию предпосылок для долговременного хранения следа памяти при обучении, пост-стрессорных и пост-травматических синдромах и возникновения «геномных болезней» – спорадических синдромов с множественными, в том числе когнитивными нарушениями.

  << Назад