Институт физиологии им. И.П. Павлова
Российской Академии Наук

 

СЕКТОР ПСИХОФИЗИОЛОГИИ РЕЧИ

(Зав. – к. б. н. Е. А. Огородникова)

Направление, развиваемое сектором, сформировалось в 1960 г., когда были созданы лаборатория физиологии речи, которую возглавила проф. Л. А. Чистович, и лаборатория биофизики речи под руководством д. м. н. В. А. Кожевникова. В 1981 г. последнюю присоединили к лаборатории физиологии речи. В 1986 г. руководителем лаборатории стала к.б.н. В. В. Люблинская. В 1995 г. лаборатория была преобразована в сектор исследования речевых сигналов, основное внимание которого сконцентрировалось на изучении структуры акустических речевых сигналов и закономерностей их слухового восприятия.

Laboratory Lublinskaya V.V.

Сектор специализируется в области экспериментального исследования психофизиологических механизмов слухоречевого восприятия человека и закономерностей его развития в процессе онтогенеза.

Общий подход к исследованию восприятия речи человеком, заложенный первыми руководителями этого направления, поддерживается коллективом сектора и в настоящее время. Его центральным моментом является рассмотрение процесса акустической коммуникации с позиций сложной информационной системы, отражающей структуру и принципы организации речевого поведения человека.

Фундаментальные исследования, выполненные до 1980-х гг., позволили выявить принципиально важные психофизические аспекты восприятия речи, а также разработать функциональную модель преобразования речевых сигналов в слуховой системе человека.

С 1996 г. в число приоритетных направлений работы сектора входит исследование процессов формирования коммуникативных функций у детей раннего возраста в норме и при различных нарушениях слухоречевой системы. Часть этой работы, проведенной при обследовании детей с нормальным слухом в условиях речевого общения матери и ребёнка на разных стадиях освоения родного языка, нашла отражение в создании (совместно с кафедрой детской речи Российского гос. педагогического университета им. А. И. Герцена) специализированного архива образцов речевого поведения детей – фонохрестоматии «Речь русского ребенка». Помимо теоретических результатов, исследование оказалось связано и с новыми разработками в области практической медицины. Заслуживает внимания целый комплекс работ по анализу болевых вокализаций младенцев с нарушениями центральной нервной системы, завершившийся создани­ем способа дифференциальной диагностики перинатальной церебральной патологии, основанного на экспертной оценке характеристик плача (болевых криков) детей раннего возраста, который был разработан совместно с врачами Больницы Св. Ольги (Санкт-Петербург) и успешно применяется в клинических условиях.

В настоящее время основное внимание в работе сектора уделяется проблеме изучения механизмов, обеспечивающих помехозащитное и инвариантное (константное) распознавание речевых сигналов в различных акустических условиях, а также закономерностей их формирования в процессе онтогенеза. Одним из первых объектов исследования здесь выступали дети с экспрессивными нарушениями речи. Результаты исследования выявили зависимость формирования навыков помехоустойчивого восприятия речи от уровня развития психических процессов (интеллект, память, селективное внимание) ребенка, а также от степени освоения им основных языковых правил.

В дальнейшие годы изучение данной проблемы нашло развитие и в работе с глухими детьми после операции кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха), которая проводится на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи Минздравсоцразвития РФ. Для методического обеспечения этого направления был создан специализированный программно-аппаратный комплекс для тестирования и перцептивного тренинга пациентов, позволяющий формировать звуковую среду различной степени сложности. В теоретическом плане экспериментальные наблюдения за процессом реабилитации речевого слуха у глухих детей с кохлеарными имплантами позволили сделать важные выводы об особенностях слухоречевого развития до- и постлингвальных пациентов; определяющей роли центральных механизмов обработки речевых сигналов.

Эти исследования активно продолжаются и в настоящее время, приобретая приоритетный характер с точки зрения разработки новых подходов к реабилитации слухоречевой функции человека,и получения более глубоких теоретических знаний о природе слухового восприятия речи.

  << Назад